Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" (МАОУ "СОШ №6")
О школе
Школа расположена в индустриальном районе г.Череповца.
В настоящее время муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» соответствует современным требованием:
- пищеблок, оснащённый современным оборудованием;
- медицинский кабинет;
- физкультурный зал;
- актовый зал;
- библиотека;
- кабинет директора, канцелярия;
- методический кабинет и учительская;
- кабинет психолога;
- компьютерные классы;
- учебные классы.
Среднестатистическая численность педагогического коллектива – 50 человек.
История школы
Школа № 6 была открыта в селе Рождество 13 октября 1919 года. Она обслуживала село Рождество и Новую деревню в радиусе одной версты. До 1923 года курс обучения был пятилетним.
Своего здания школа не имела. Занимались в двух зданиях: бывшей лавки и здании лесопильного завода владельца Волкова.С 1-го сентября 1949 года школа находилась в доме №74 по улице Ленина.1 сентября 1958 года на краю города открылась новая школа. Ей присвоили № 6. Это был подарок городским ребятишкам к новому учебному году от металлургов. Адрес школы - улица Металлургов, 19.



Образование и формы обучения
Обучение происходит в 2 смены. Форма обучения - очная. На уровне среднего общего образования реализуется профильное обучение по направлениям: технологический профиль (с углубленным изучением информатики и математики) и социально-экономический профиль ( с углубленным изучением обществознания и географии)
Программа развития
Программа развития МАОУ "СОШ №6" на 2019-2024 гг
I. Общая характеристика сферы реализации программы, включающая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз ее развития
Школа № 6 была открыта в селе Рождество 13 октября 1919 года. Она обслуживала село Рождество и Новую деревню в радиусе одной версты. До 1923 года курс обучения был пятилетним. Своего здания школа не имела. Занимались в двух зданиях: бывшей лавки и здании лесопильного завода владельца Волкова. С 1-го сентября 1949 года школа находилась в доме №74 по улице Ленина. 1 сентября 1958 года на краю города открылась новая школа. Ей присвоили № 6. Это был подарок городским детям к новому учебному году от металлургов. Адрес школы - улица Металлургов, 19. Особенностью МБОУ «СОШ №6» является то, что она расположена в центре города Череповца в индустриальном районе. Микрорайон школы находится вблизи промышленного предприятия ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ» и охватывает 10 улиц, один проспект, на которых расположено 264 дома. Большая часть населения проживает в пятиэтажных домах застройки середины 20 века. Многие семьи, проживающие в общежитиях, требуют особого внимания, дети из этих семей попадают в «группу социального риска». Микросоциум школы представляет собой среду с низким социально-экономическим уровнем жизни. Он характеризуется неоднородностью социальных групп родителей (в основном это рабочие, государственные служащие). Контингент учащихся школы составляет 830 человек. За последние 3 года произошло уменьшение контингента учащихся. В общеобразовательном учреждении обеспечивается совместное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии. Система общего и дополнительного образования школы характеризуется средним уровнем качества образования, о чем свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и выпускников 11 классов в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), соответствующие среднероссийским, увеличение количества участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей, а также результативность участия на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников и других предметных олимпиадах и конкурсах. Концепция деятельности учреждения исходит из понимания необходимости постоянного целенаправленного развития школы в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и необходимостью удовлетворения социального запроса к образованию. Для повышения качества образования в школе принимаются следующие меры: переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) общего образования; создание электронной образовательной среды, предполагающей переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерным оборудованием к созданию, отбору и использованию электронного образовательного контента, электронных изданий и ресурсов; улучшение материально-технической базы учреждения. Тем не менее, имеют место расхождения в условиях осуществления образовательной деятельности и качестве образовательных результатов между общеобразова- 7 тельными учреждениями; недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие возможности выбора школьниками программ профильного обучения в соответствии с их склонностями и способностями; низкие темпы обновления учебно-материальной базы для развития системы сопровождения и поддержки одаренных детей. Важным фактором, влияющим на качество образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. МАОУ «СОШ № 6» полностью укомплектована педагогическими кадрами. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты, внедрение профильного обучения, оснащение школы современным оборудованием предъявляют новые требования к уровню подготовки педагогических работников, при этом особую значимость приобретает послевузовское непрерывное педагогическое образование, включающее профессиональную переподготовку для выполнения нового вида деятельности, и повышение квалификации в разных формах. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации. Прогноз развития МАОУ «СОШ № 6» на всех уровнях: снижение неравенства между учащимися в доступе к качественным услугам общего, дополнительного образования; повышение качества образования за счет модернизации содержания и технологий; обеспечение современных условий обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов; развитие системы государственно-общественного управления образованием и частно-государственного партнерства в образовательном учреждении. Более подробно прогноз состояния сферы изложен в соответствующих разделах программы.
II. Приоритеты в сфере реализации программы, цели, задачи, и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов программы, сроки реализации программы
Приоритеты политики в сфере образования на муниципальном уровне определены Стратегией развития города до 2024 года и состоят в:
- обеспечении доступности начального, основного, среднего общего и дополнительного образования;
- обеспечении системы образования кадрами;
- создании условий безопасности образовательного учреждения, совершенствовании материально-технической базы;
- создании условий для получения качественного общего образования,
- организационном обеспечении обновления содержания и технологий образования,
- внедрении единой независимой системы оценки качества образования;
- формировании здорового образа жизни подрастающего поколения;
- совершенствовании системы выявления, поддержки одаренных детей, талантливой молодежи и развития инновационного потенциала педагогов образовательного учреждения.
Цель программы - обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней для формирования 8 успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в программу:
- обеспечить доступность начального, основного, среднего общего и дополнительного образования;
- способствовать обновлению содержания воспитания, внедрению форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- совершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения, создать безопасные условия функционирования образовательного учреждения;
- обеспечить образовательное учреждение квалифицированными кадрами, повысить социальную защищенность работников образовательного учреждения, увеличить долю молодых педагогов, повысить профессиональный имидж профессии педагога, закрепить педагогические кадры в образовательном учреждении;
- совершенствовать систему выявления, поддержки одаренных детей, талантливой молодежи и развития инновационного потенциала педагогов образовательного учреждения;
- создавать условия для социализации, социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения;
- создать условия для получения качественного общего образования, обеспечить обновление содержания и технологий образования, внедрение единой независимой системы оценки качества образования;
- обеспечить эффективность расходования бюджетных средств и управления образовательным учреждением;
- обеспечить исполнение образовательным учреждением возложенных полномочий.
Целевые показатели (индикаторы) программы приведены в приложении 1 к программе.
Основные ожидаемые конечные результаты программы: в результате реализации программы будет обеспечено достижение следующих результатов: Уменьшение доли выпускников общеобразовательного учреждения, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников общеобразовательном учреждении. Увеличение доли учащихся к 2024 году, которым предоставляется возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями. Увеличение доли детей к 2024 году, охваченных мероприятиями регионального, всероссийского уровней, в общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет. Увеличение процента укомплектованности образовательного учреждения педагогическими кадрами. Увеличение доли учащихся, охваченных горячим питанием. Отсутствие замечаний со стороны проверяющих организаций. Выполнение плана деятельности МАОУ «СОШ № 6» – 100% ежегодно. На первом этапе (2019-2020 год) в соответствии с мероприятиями программы будут сформированы стратегические направления развития образовательного учреждения. Эти мероприятия будут реализовываться на базе МБОУ «СОШ № 6» с участием педагогического коллектива. 9 В результате выполнения первого этапа будут получены модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности. На втором этапе (2021-2022 годы) предстоит продолжить реализацию начатых на первом этапе стратегических направлений, обеспечив последовательные изменения в образовательной организации. На этом этапе также будут определены основные позиции программы развития МАОУ «СОШ № 6» на следующий период. Третий этап (2023-2024 годы) будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней для формирования успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики. Будут реализованы мероприятия, направленные на анализ результатов, внедрение и распространение положительных форм и методов работы, полученных на предыдущих этапах. III. Обобщенная характеристика мер регулирования – основания для разработки и реализации программы (нормативно-правовая база) Правовой основой для разработки программы являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271); распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Стратегия развития воспитания на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996); закон Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»; постановление Правительства Вологодской области от 03.03.2009 № 398 «О Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года»; постановление Правительства Вологодской области от 28.06.2010 № 739 «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года»; постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920 «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года»; муниципальная программа «Развитие образования» на 2013-2022 годы (утверждена постановлением мэрии города от 10.10.2012 № 5366 (в редакции постановления мэрии города от 24.12.2018 № 5697); Устав школы. IV. Обобщенная характеристика, обоснование выделения и включения в состав программы подпрограмм 10 Программа включает в себя четыре подпрограмм, содержащие основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач. В рамках программы будут реализованы следующие подпрограммы: «Общее образование», «Кадровое обеспечение образовательного учреждения», «Одаренные дети», «Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения и обеспечение безопасности». Включение перечисленных подпрограмм в программу связано с особенностями образовательного учреждения и ключевыми задачами, направленными на обеспечение повышения качества образования. Перечень основных мероприятий программы, подпрограмм и ведомственных целевых представлен в приложении 2 к программе. V. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы Полномочия образовательного учреждения отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом к полномочиям образовательного учреждения относятся вопросы, касающиеся:
- организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательной организации (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
- организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
- создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательной организации; - обеспечения содержания здания муниципальной образовательной организации, обустройство прилегающих к нему территорий;
- учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- обеспечить исполнение МАОУ «СОШ № 6» возложенных полномочий. Исходя из перечисленных полномочий, в подпрограммах 1-4 программы предусмотрены основные мероприятия по реализации образовательным учреждением образовательной политики. В рамках реализации основных мероприятий, названных подпрограмм, запланированы средства для стимулирования развития доступности и повышения качества общего образования, дополнительного образования детей, повышения заработной платы педагогических работников образовательной организации, развития доступного и эффективного дополнительного образования детей и так далее.
Для достижения цели и решения задач программы необходимо реализовать ряд основных мероприятий. Основное мероприятие 1 «Участие в мероприятиях управления образования мэрии (августовское совещание, прием мэром города выпускников, награжденных премией «За особые успехи в обучении» (медалистов), Учитель года, День учителя, прием молодых специалистов)». Цель мероприятия: повышение профессионального имиджа профессии педагога. 11 В рамках данного мероприятия предусматривается участие в торжественном совещании педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения, посвященного началу нового учебного года, конкурса профессионального мастерства «Учитель года», торжественного совещания педагогических и руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений, посвященного Международному Дню учителя, ежегодного приема мэром города молодых специалистов, работающих в сфере образования. Реализация данных мероприятий позволит поднять имидж учителя в глазах социума. Основное мероприятие 2 «Обеспечение питанием учащихся в МАОУ «СОШ № 6». Цель мероприятия: увеличение количества учащихся, охваченных питанием. В рамках реализации данного мероприятия планируется организация и обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий учащихся в МАОУ «СОШ № 6», внедрение здоровьесберегающих технологий, освещение вопросов об организации здорового питания на родительских собраниях, классных часах. Основное мероприятие 3 «Организация работы по реализации целей, задач управления, выполнения его функциональных обязанностей и реализация мероприятий программы». Цель мероприятия – проведение мониторинга выполнения всех мероприятий программы, оценка эффективности реализации данной программы и пяти подпрограмм, выполнение плана деятельности МАОУ «СОШ № 6».
VII. Информация об участии общественных и иных организаций в реализации программы
МАОУ «СОШ № 6» осуществляет политику в сфере образования путем привлечения к реализации мероприятий программы некоммерческих организаций, жителей города. Базовый принцип реализации программы – «баланс интересов», предусматривающий комплексный подход к обеспечению интересов всех участников реализации программы. При этом будут использованы различные механизмы партнерства и сотрудничества.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, информация о ресурсном обеспечении программы
Объем финансового обеспечения на реализацию программы определяется плановыми показателями. Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств городского бюджета отражено в Плане финансово-хозяйственной деятельности МАОУ «СОШ № 6» Расчет финансового обеспечения мероприятий программы осуществлялся с учетом изменения прогнозной численности учащихся в результате реализации мероприятий программы, обеспечения повышения оплаты труда педагогических работников учреждения, а также индексации иных расходов на образование в соответствии с прогнозными значениями индекса-дефлятора.
IX. Прогноз конечных результатов реализации программы
В результате реализации программы будет обеспечено достижение следующих результатов:
1. Увеличение доли учащихся к 2024 году, которым предоставляется возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями.
2. Обновление содержания и технологий образования и воспитания, обеспечивающих оптимальное сочетание фундаментальности и компетентностного подхода.
3. Уменьшение доли выпускников общеобразовательного учреждения в 2024 году, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников общеобразовательного учреждения.
4. Увеличение доли детей к 2024 году, охваченных мероприятиями регионального, всероссийского уровней, в общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет.
5. Увеличение процента укомплектованности образовательных учреждений педагогическими кадрами.
6. Увеличение доли учащихся, охваченных горячим питанием.
7. Отсутствие замечаний со стороны проверяющих организаций.
8. Выполнение плана деятельности– МАОУ «СОШ № 6» 100% ежегодно.
X. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы
Возможно выделение следующих групп рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации программы:
- финансово-экономические риски,
- социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в программу, пересмотра целевых значений показателей, и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий и даже задач программы. Сокращение финансирования программы приведет к снижению прогнозируемого вклада программы в улучшение качества жизни населения, развитие социальной сферы микрорайона. Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп. Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы выступают следующие: - мониторинг, - открытость и подотчетность, - информационное сопровождение и общественные коммуникации, - создание системы контроля исполнения программы. Мониторинг В рамках мониторинга достижение конкретных целей и решение задач программы отслеживаются с использованием системы количественных показателей и качественного анализа. Обратная связь об уровне достижения контрольных значений показателей, а также о качественных характеристиках происходящих изменений позволит своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий. Элементы мониторинга – социологические исследования общественного мнения, ориентированные на все заинтересованные целевые группы (семьи, педагоги, обучающиеся); исследования качества образования; интернет-опросы. Открытость и подотчетность Управление программой будет осуществляться на основе принципов открытости, государственно-общественного характера управления. На сайте образовательного учреждения будет предоставляться полная и достоверная информация о реализации и 13 оценке эффективности программы, в т.ч. будут размещаться ежегодные публичные отчеты для общественности. Будет организовано обсуждение хода и результатов реализации программы в педагогическом коллектив. Информационное сопровождение и коммуникации с общественностью В период запуска и в ходе реализации программы будет проводиться информационно-разъяснительная работа с участниками образовательных отношений, направленная на обеспечение благоприятной общественной атмосферы по отношению к планируемым/проводимым действиям по реализации программы. В данной работе будет использован широкий спектр каналов и форм коммуникации с общественностью, в том числе средства массовой информации. Создание системы контроля за исполнением программы проведение внутришкольного контроля.
XI. Методика оценки эффективности программы
По прогнозным оценкам к 2024 году реализация предусмотренных программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов. Важным эффектом реализации программы станет увеличение доли и качества образовательных услуг. В результате выполнения программы в образовательной организации будет обеспечено: - создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях; - внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; - предоставление в электронном виде участникам образовательных отношений значительной части муниципальных (государственных) услуг в сфере образования; - внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательного учреждения; - создание ресурсов и программ для одаренных детей. В ходе реализации программы будет сформирован вектор на инновационное развитие, образовательное учреждение будет оснащено современным учебным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Методика оценки эффективности и результативности программы учитывает, вопервых, степень достижения целей и решения задач программы в целом и ее подпрограмм, во-вторых, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств городского бюджета и, в-третьих, степень реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации. Оценка степени достижения целей и решение задач программы в целом осуществляется на основании показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач программы. Методика оценки каждого показателя программы, подпрограмм программы приведена в приложении 1 «Информация о показателях (индикаторах) программы, подпрограмм программы, ведомственных целевых программ и их значениях»